Четверг, 25.04.2024, 03:52Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Магазин хохломы. Продажа хохломы.
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2008 » Март » 17 » История хохломы
История хохломы
17:27

Искусство хохломы зародилось на рубеже XVII- XVIII вв., в то время, когда в глухих заволжских лесах поселились старообрядцы, бежавшие от религиозных гонений. Они уносили с собой старые иконы, рукописные книги, украшенные прекрасными древнерусскими орнаментами. Среди староверов было много иконописцев, мастеров рукописной книги. Именно они и познакомили местных крестьян с высочайшей культурой древнерусского орнамента. От иконописцев пришла в Хохлому и технология создания золотого фона изделий, которая издавна применялась в древнерусской иконописи. Секрет её заключается в том, что изделие поверх грунта покрывали металлическим порошком. Сначала это было серебро, потом олово, а сейчас используют алюминий. На серебристую поверхность наносили роспись, которую покрывали лаком, просушивали и закаливали в печи. После обжига происходило настоящее чудо - серебристая поверхность под слоем желтоватого лака превращалась в золотистую. Последний технологический фактор во многом определил колорит золотой хохломы - сочетание золота с киноварью и черным цветом. Эти три цвета, не изменяясь, не тускнея, выдерживают жар хохломских печей.

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду .Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.

В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.

Где истоки этого искусства, как складывался стиль хохломской росписи? Что нового принесли современные мастера промысла?

Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

Исследователи и коллекционеры русского декоративного искусства «открыли» для себя хохлому как одно из ярких явлений народного творчества и стали собирать ее изделия лишь с середины ХТХ века. Поэтому о более ранних произведениях промысла имеются лишь отрывочные сведения, сохранившиеся в архивных документах, литературе начала прошлого века и в еще не забытых устных преданиях.

Мнения большинства советских исследователей сходятся на том, что временем рождения хохломы с ее оригинальной технологией и орнаментальным строем следует считать конец XVII века. Эта датировка не случайна. Об этом свидетельствуют интереснейшие факты как из археологии, так и истории XVII века. Археологические данные рассказывают о том, что с древних времен в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Ее вырезали из местных пород деревьев—чаще всего липы, изготовляя большие и малые чаши, блюда, ковши. Для прочности и придания блеска такую резную посуду покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Этот древний способ обработки деревянных изделий был широко распространен по всей Руси.

Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодоря применению техники окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота..Эта техника была известна русским иконописцам еще в XV11 веке, а к XV11 веку получила весьма широкое распространение. От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянной токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, основанные на тонком понимании пластики вещи.

Иконописцы принесли в хохлому мастерство «топкой кисти» — каллиграфические навыки свободного письма и рисунка богатейшего растительного орнамента, характерные для декоративной живописи XVII—XVIII веков. В орнаменте этого времени можно увидеть те виды растительных узоров, которые впоследствии получили новую жизнь в искусстве росписи хохломской деревянной посуды.

Набор для салата. Автор — художник семинской фабрики «Хохлом-ский художник» А. Т. Куликова. В основе орнамента лежит «фоновое, письмо», по .мастер, стилизуя цветы и введя в общий колорит зеленые вкрапления, добился большой выразительности и утонченности декора. Зеленый цвет оживил орнамент. Не случайно этому виду росписи семинские мастера дали название «изумруд»

На основе русского растительного орнамента XVII — XVIII веков и сформировались свойственные хохломе разновидности росписи, сохранившиеся до наших дней.
Вероятно, в тот же период мастера хохломы впервые применили в Заволжье при окраске деревянной посуды приемы, позволяющий получить золотистый блеск без золота. Сначала использовался порошок серебра, который тоже был дорогим, поэтому деревянные чаши, братины и солоницы украшались лишь нарядными золотыми поясками. Позднее был освоен серебристый по цвету порошок из олова, который и приобретал от покрытий золотую окраску. Золочение стало настолько дешевым, что начали изготовлять крупные блюда и чаши со сплошным золотым фоном. Это явилось решающим фактором для окончательного сложения стиля росписей хохломы, основанного па максимальном использовании красоты и богатства золотого фона в сочетании с растительным орнаментом.

Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII—XV11I столетиях, однако достижения современной техники и технологии позволили применить некоторые новые материалы и приемы. В основном этот процесс сводится к следующему. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — так называемого «белья». Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины или синтетическим грунтом, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется сушкой в печи. После чего изделие лакируют и подвергают “закалке” или горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жару, ни стужи. Таким образом на оригинальный стиль хохломы повлияли три фактора: навыки мастеров, орнаментальная культура Древней Руси и своеобразная технология производства изделий. Этот третий фактор во многом определил колорит ”золотой хохломы” – сочетание золота с киноварью и черным цветом. Именно эти три цвета, не изменяясь, не тускнея, выдерживают жар хохломских печей.

В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – “травка”, “кудрина”,” письмо под листок”, “письмо под фон”, восходящие к двум старинным традициям или системам хохлом-ской росписи — «верховому» и «фоновому» письму. Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» — это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров.

Однако не следует думать, что, определив на рубеже XVII и XVIII веков основные черты своего стиля, хохломское искусство на протяжении следующих столетий оставалось неизменным и дошло до нашего времени без изменения. Развитие искусства в условиях массового народного промысла, совместное творчество большого коллектива мастеров, а также отбор приемов, позволяющих самыми экономными средствами достичь большей выразительности,— все это способствовало широкому развитию «травного письма». Мастера, владеющие этим приемом, свободно импровизировали орнамент, наиболее ярко проявляли свою творческую индивидуальность.

В истории хохломы рано прослеживается выделение из среды наиболее состоятельных хозяев мастерских скупщиков, переключивших свою деятельность на снабжение мастеров материалами и полуфабрикатами и скупку изделий, их вывоз на ярмарки и далеко за пределы района. Б основном хохлому вывозили в Среднюю Азию и на Восток на баржах вниз по течению Волги.

К началу XIX века работа на скупщиков превратила промысел в производство мануфактурного типа с своеобразным разделением труда: в одних селах заготовляли древесину, липу и березу, в других точили «белье» на токарных станках, вырезали ложки, были целые села «красильщиков». Здесь жили потомственные семьи мастеров росписи, в которых искусство передавалось по наследству. Это время ознаменовано чрезвычайным разнообразием видов хохломских изделий.

Строителям новой советской художественной культуры предстояло немало усилий для того, чтобы вернуть хохломе ее былую славу, возродить лучшие традиции народной росписи по дереву. Советским правительством был издан декрет о мерах содействия кустарной промышленности Новой формой объединения мастеров стали промысловые артели, работающие при всемерной поддержке государства. Несмотря на все трудности времен гражданской войны и первых послевоенных лет, хохломское искусство развивалось: создавались новые изделия, восстанавливались забытые приемы росписи, воспитывались новые мастера. Ушли в прошлое маленькие лачужки-красильни. Художники сегодняшней Хохломы работают в светлых просторных цеха.

Какой же предстает перед нами современная Хохлома? Основу промысла составляют два крупнейших художественных очага. На родине хохломы, в районе исторического формирования ее искусства, расположена фабрика «Хохломский художник» с цехами в селе Семине Ковернинского района Горьковской области и филиалами в селах Новопокровском и Кулигине. Здесь работают художники, воспитанные в семьях потомственных мастеров, проживавших в 33 деревнях, хранивших в течение 300 лет культуру хохломы. Это представители старых хохломских династий — Красильниковых, Подоговых, Бединых, Серовых, Смирновых, Кудряшовых, Веселовых и многие другие. В самом буквальном смысле слова — это живая традиция, это учение у отцов и дедов.

Мастера традиционного хохломского очага живут и работают в окружении природы. В их орнаментах поэтически воспета стихия вольного луга, красота полевых цветов и спелых ягод русского леса. В росписи преобладает живописное начало - свобода мазка, сочность цветового пятна. В городе Семенове Горьковской области находится более молодой очаг хохломы — производственно -творческое объединение” Хохломская роспись», основные кадры которого подготовлены в организованной в 1918 году и действующей в настоящее время специальной художественной школе, первыми преподавателями которой были потомственные мастера хохломы.

Но поиски художников идут не только по линии развития орнамента. Они стремятся к обогащению форм и видов изделий. Эти поиски помогают сегодняшней хохломе органично входить в городской и сельский быт, в современный интерьер. Интересна работа хохломских мастеров над созданием не только отдельных вещей, но и целых наборов. Несмотря на сложность этой задачи, к ней в последнее время обратились многие художники. Были созданы весьма удачные наборы для фруктов и ягод, салата, рыбацкий набор для ухи, комплекты для компота и меда, несколько видов наборов для пирогов, комплекты предметов для оборудования современной кухни. Многое сделано мастерами для детей, в частности по созданию детской мебели. Сегодня ее можно видеть не только в квартирах, но и в детских садах, яслях, оздоровительных учреждениях.

Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. Заслуги художников, создающих новые виды изделий, обогащающих традиции старой хохломы. отмечены высокими наградами. Целый ряд мастеров и в их числе главные художники обоих хохломских предприятий — О. П. Лушина и Е. Н. Доспалова удостоены Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. В коллективах хохломичей работают члены Союза художников СССР, заслуженные художники республики. Свой опыт, знания, художественный вкус ведущие мастера щедро отдают вырастившим их коллективам, молодой смене промысла. Сегодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.

Хохломская роспись в своей повседневной работе использует технологический процесс по изготовлению продукции с хохломскими узорами или орнаментом, защищенный более 60 патентами на изобретения, промышленными образцами и товарными знаками. Запатентованная хохломская технология по изготовлению изделий с хохломским сюжетом из фарфора, металла и стекла почти не требует введения новых технологических операций.
 


Хохломские изделия (Хохлома) отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом. В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Ручная хохломская роспись изделий упомянутым письмом показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. При нанесении растительно - цветочного орнамента на изделия применяют в основном три вида росписи (хохлома): травка, фон и кудрина.

Травка (хохлома) выполняется в технике так называемого "верхового" письма: цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, которым покрыто изделие из древесного и не древесного материала, и которое после нанесения лака и закалки становится золотистым.

При фоновом письме (хохлома) на серебристую поверхность изделия сначала наносят черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных плодов, цветов и птиц. Образы природы узнаваемы, они навеяны впечатлениями от цветущих садов, лугов, лесов. Сами они - цветок или лист- остаются блестящими, серебристыми. После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. В промежутках между листьями, цветами и крупными ягодами, по самому фону, размещаются травинки и гибкие "усики" с мелкими ягодами, гроздьями рябины и т.д. Фоновая роспись выполняется в ограниченной характерной цветовой гамме с использованием алого, черного и золотого тонов с золотым фоном, иногда с добавлением небольшого количества зеленого, желтого, оранжевого, коричневого тонов в рисунке.

Узоры кудрины (хохломы) оконтурены тонкой линией, т.е. сначала создается линейный контур рисунка. Более четко рисунок появляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотистый цвет, что, естественно, изделию придает особую торжественность. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности нанесены разнообразные тонкие завиточки; необычны и сами цветы, которые наносят часто фантастический образ.

 

Просмотров: 5606 | Добавил: hohloma | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 4
4 SergVab  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/montazh-metallicheskikh-ferm/>цельнометаллическая конструкция ангара предполагает соединение методом сварки</a>

3 Каблуков  
0
Огромный сенкс за Ваш труд

2 mysliwiec  
0
%)

1 Kirillovs  
0
Бывают в жизни огорченья biggrin
Но это не тот случай smile

Имя *:
Email *:
Код *: